Для оптимизации процесса адаптации рекомендуется следующее:

- взаимодействие с родителями; на основании  договора между ОУ и родителями воспитанника, родитель имеет право находиться с ребенком в группе детского сада в период адаптации. В зависимости от степени адаптации ребенка этот период может длиться от 1до 10 дней. Родители находятся в группе и взаимодействуют с детьми и воспитателем для того чтобы реально оценить достижения и умения своего ребенка тем возрастным критериям которые требуют программа развития. И в зависимости от результата формируется индивидуальный  план работы с семьей, для успешной адаптации ребенка в группе детского сада. Упор уделяется на проблемные вопросы например  ( режим, питание, сон, разлука с мамой, общение со сверстниками).   

- анкетирование: например, с целью лучше узнать особенности и желания вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития.

-наблюдение за ребенком; в период адаптации, воспитатель при приеме ребенка обращает внимание на его настроение. В процессе утренней гимнастики смотрит на реакцию ребенка, сформированные навыки (повторение движений за воспитателем). Во время приема пищи обращает на сформировавшиеся навыки (умение самостоятельно держать ложку, кружку, аккуратности за столом и культуре)

В самостоятельной деятельности: как умеет ребенок играть, находить общий контакт с другими детьми, умение самостоятельно организовать свой досуг. Анализируя полученные результаты наблюдения воспитатель устанавливает индивидуальный план работы с конкретным ребенком, для успешного адаптационного процесса.

-развивающие игры:

-игры, развивающие речевую активность ребенка.

После дневного сна ребенка в период адаптации с целью создания условий успешного пробуждения и бодрствования, воспитатель использует потешки.

        Воспитатель фиксирует наблюдения за поведением ребенка в листе адаптации до тех пор, пока не нормализуется его поведение. Если ребенок заболевает, это тоже отмечается в листе адаптации, и по возвращении ребенка в дошкольное учреждение воспитатель проводит наблюдения за его поведением в течение трех дней. Важно провести анализ течения процесса адаптации в группе. Для этой цели надо проанализировать, какова была готовность ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждения и как протекало привыкание под наблюдением воспитателей и мед. сестры.