Для оптимизации процесса адаптации рекомендуется следующее:
- взаимодействие с родителями; на основании договора между ОУ и родителями воспитанника, родитель имеет право находиться с ребенком в группе детского сада в период адаптации. В зависимости от степени адаптации ребенка этот период может длиться от 1до 10 дней. Родители находятся в группе и взаимодействуют с детьми и воспитателем для того чтобы реально оценить достижения и умения своего ребенка тем возрастным критериям которые требуют программа развития. И в зависимости от результата формируется индивидуальный план работы с семьей, для успешной адаптации ребенка в группе детского сада. Упор уделяется на проблемные вопросы например ( режим, питание, сон, разлука с мамой, общение со сверстниками).
- анкетирование: например, с целью лучше узнать особенности и желания вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития.
-наблюдение за ребенком; в период адаптации, воспитатель при приеме ребенка обращает внимание на его настроение. В процессе утренней гимнастики смотрит на реакцию ребенка, сформированные навыки (повторение движений за воспитателем). Во время приема пищи обращает на сформировавшиеся навыки (умение самостоятельно держать ложку, кружку, аккуратности за столом и культуре)
В самостоятельной деятельности: как умеет ребенок играть, находить общий контакт с другими детьми, умение самостоятельно организовать свой досуг. Анализируя полученные результаты наблюдения воспитатель устанавливает индивидуальный план работы с конкретным ребенком, для успешного адаптационного процесса.
-развивающие игры:
-игры, развивающие речевую активность ребенка.
После дневного сна ребенка в период адаптации с целью создания условий успешного пробуждения и бодрствования, воспитатель использует потешки.
Воспитатель фиксирует наблюдения за поведением ребенка в листе адаптации до тех пор, пока не нормализуется его поведение. Если ребенок заболевает, это тоже отмечается в листе адаптации, и по возвращении ребенка в дошкольное учреждение воспитатель проводит наблюдения за его поведением в течение трех дней. Важно провести анализ течения процесса адаптации в группе. Для этой цели надо проанализировать, какова была готовность ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждения и как протекало привыкание под наблюдением воспитателей и мед. сестры.